Концепция
дальнейшего развития учреждения – воспитательно-образовательная работа с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, с целью сохранения
его психического и физического здоровья и полноценного всестороннего развития
дошкольника.
1 января 2014 года вступает в силу федеральный стандарт дошкольного образования.
- Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат
культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе
координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным
этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как
институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Стандарт состоит из трех компонентов: требований к содержанию
образовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам
освоения. Последний компонент определяет, какие личностные
характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту завершения
дошкольного образования.
На основе требований
стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и утверждать
свои программы. При этом они должны учитывать примерные программы из федерального реестра,
который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов, аттестаций в
детских садах не допускается, а главный упор в стандарте сделан на
развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими
ребятами, семьей, воспитателями.
Группы в детских садах могут заниматься по разным программам, с
учетом развития и возможности детей. Впервые в стандарт включено понятие
развивающей среды. А это значит, что наши детские сады и ясли теперь
должны выглядеть по-другому. Стандарт требует: окружающая ребенка среда
должна быть "предметно-развивающей". То есть будить воображение и
любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно -
и азы знаний.
Что можно сделать уже сейчас
- Разделить групповую комнату на зоны: рабочую и игровую. Рабочая
должна быть жестко организована, именно она приучает к порядку. Игровая -
максимально абстрактная.
- Предусмотреть в групповой комнате место, где ребенок мог бы
поиграть или побыть один. Не обязательно отгораживать это место дверью,
достаточно раздвижной ширмы.
- Узкие длинные коридоры надо разделить цветом на отдельные
участки, чтобы зрительно сократить пространство и помочь ориентироваться
малышам, которые будут знать: желтый цвет - дверь в группу, голубой - в
кабинет директора, красный - в актовый зал...
- При выборе цвета предпочтение стоит отдавать желтому, он
вызывает у ребенка радостные ощущения, но не отвлекает его от занятий
или игры.
- При покупке мебели для ясельных групп лучше отдавать предпочтение так называемым "мягким модулям".
|